Игры в песочнице: как сделать их полезными для ребенка

Игры в песочнице: как сделать их полезными для ребенка

Игры в песочнице: как сделать их полезными для ребенка

Как связана самостоятельность с играми в песочнице? Если задуматься, то каждый новый навык, который ребенок приобретает во время игр, – это его новая победа. Кроха осознает свои растущие возможности – повышается его уверенность в себе. И вот он уже начинает проявлять инициативу, придумывать собственные игры с использованием разных игрушек или подручных материалов. Так развивается не только самостоятельность, но и творческие способности, пространственное мышление, фантазия и логика. Вы можете посодействовать этому процессу. Как? Очень просто!

* Избегайте чрезмерного контроля. Показать ребенку, как делается куличик, не будет лишним, но не более пары раз. Потом все-таки стоит дать ему больше свободы и постараться уменьшить свое участие в детских забавах. Пусть он понаблюдает за тем, как «работают» детки постарше, а затем попробует сделать все сам. Да, скорее всего, песок просыплется мимо формочки, а на выходе не получится ничего красивого и достойного фотографии на память, но даже такой результат – это опыт, который работает на обретение ребенком самостоятельности. Малыш как бы прощупывает границы своих возможностей и постепенно, в игре, расширяет их.

* Не ставьте сверхсложных задач. Не стоит предлагать годовалому крохе построить туннель, найти «клад» или сделать что-то, не соответствующее его возможностям (особенно если он не сможет сделать это даже с вашей помощью). С другой стороны, старайтесь ребенка любого возраста привлекать к совместной игре, давать ему возможность самостоятельно что-то открывать, исследовать границы песочницы или детской площадки.

Игры в песочнице: как сделать их полезными для ребенка

На детской площадке ребенок общается и получает опыт взаимодействия с другими детьми. Даже несмотря на то, что деятельность малыша в песочнице кажется достаточно однообразной, в процессе игры могут возникать ситуации разные по структуре, возможным вариантам действия и стратегиям поведения. Задача родителей – помочь малышу извлечь из них максимальную пользу: научить делиться своими игрушками, находить компромиссы в спорных ситуациях, достигать целей, получать то, что хочется, не нарушая при этом границы других детей и т.п.

*Подавайте пример. Обязательно здоровайтесь с детьми и взрослыми, которые находятся на площадке и в песочнице, когда вы туда приходите. Показывайте малышу, как знакомиться, как предлагать совместную игру и как отказываться от нее, если вам пора идти домой, как делиться игрушками, как попросить чужую игрушку, если она заинтересовала, как забрать обратно свою. Все эти ситуации нам, взрослым, кажутся очевидными, но для ребенка это совсем не так. Именно поэтому их нужно проговаривать вновь и вновь.

* Наблюдайте. Если у ребенка уже есть какие-то трудности в общении или возникают конфликты на детской площадке, то личного примера может быть недостаточно. В этом случае используйте сказкотерапию и сюжетно-ролевые игры: то есть уже дома придумывайте героев, которые будут ребенку симпатичны, используйте любимые игрушки и обыгрывайте конфликтные ситуации, в которых ребенок становится «жертвой» или «агрессором».

*Будьте предусмотрительны. Иногда важно не только уметь вовремя сказать нужную фразу, но и иметь про запас какое-что материальное. Постарайтесь не брать в песочницу один совочек, одну формочку и одну машинку, потому что это уже потенциально конфликтная ситуация. Придут другие детки, которым захочется поиграть с игрушками вашего ребенка. И если у него кто-то заберет любимый голубой совочек, он может сильно огорчиться. Не поленитесь взять с собой двойной комплект самых ходовых игрушек для песочных забав. Хорошо, если игрушки, которые вы берете с собой на прогулку, предполагают не только возможность обмена, но и позволяют устраивать совместные игры – это отличный повод для установления контакта с другими детьми. Например, у вас есть самосвал, но нет лопатки. Предложите другому ребенку поиграть вместе с вами: он будет загружать самосвал, а ваше чадо – отвозить и выгружать песок.

Для деток, которые не ходят в детский сад или не посещают групповые занятия, не имеют братьев и сестер, песочница может стать, пожалуй, единственным местом, где они смогут приобрести опыт коммуникации с другими детьми и научиться общаться.

Игры в песочнице: как сделать их полезными для ребенка

Песочница – не только хорошая площадка для воспитания личностных качеств, но и прекрасное место для проведения разнообразных развивающих игр. Когда строительство куличиков немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты.

*Захватите на прогулку бутылочку воды. Поливайте отдельные участки песочницы и смотрите, что получается. Обращайте внимание крохи на то, как водичка уходит в песок. Сравнивайте, какие куличики получаются из сухого и мокрого песка. Дайте малышу возможность потрогать, поковырять песок разной консистенции и температуры (сухой, сырой, холодный, теплый, горячий). Расскажите, что из мокрого песка очень хорошо лепить и конструировать, а в сухом – можно поиграть в знакомую всем игру: откопать руку мамы, не дотронувшись до ее пальцев. Откапывать лучше руками, а не совочком, потому что в этом случае идет не только развитие мелкой моторики, но и обогащение сенсорных впечатлений ребенка.

*Проводите опыты по смешиванию песка с водой, глиной, землей, камушками, еловыми иголками и т.д. – смотрите и наблюдайте, что происходит. Проведите интересный эксперимент: возьмите ведерко, желательно прозрачное, насыпьте туда камешки или шишки и спросите ребенка, поместится ли туда еще пять совочков песка. Скорее всего, он ответит «нет», потому что ведерко полное. А вы расскажете ему, почему он не прав, и пусть он сам насыплет в «полное» шишек ведерко еще много-много песка.

* Еще одно полезное и увлекательное занятие в песочнице – поиск в песке сокровищ. На роль сокровищ сгодятся мелкие камешки, шишки, игрушки, принесенные из дома. Соорудите уголок из песка, где закапывайте сокровища. Задача малыша – отыскать ваш клад.

*Песок дает прекрасные возможности для обучения счету и математике: можно считать куличики, формочки, любые игрушки, можно сравнивать куличики по форме и размеру, предлагать ребенку выкопать ямки для маленькой и большой формочки, прорабатывая тем самым понятия формы и размера. Можно строить последовательности из природных материалов (камешек-веточка-шишка) или куличиков разной формы: круглый, квадратный, квадратный, круглый – какой будет следующим?

Игры в песочнице: как сделать их полезными для ребенка

Прежде всего, это, конечно, рисование на песке. Рисовать можно пальчиком, палочкой, ножками, камушками, струей водички из бутылочки – все это будет способствовать развитию творческих способностей крохи. Можно заниматься лэнд-артом – с использованием песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) создавать интересные композиции и объекты. Можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставьте отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисуйте или дополните их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Полезно и конструирование из песка – создание самых разных построек и всего, что только придет в голову вам и ребенку. Важно только познакомить кроху с самой технологией: что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра – а дальше можно предоставить ему свободу действий. Пусть он проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж? Эти построенные из песка и подручных материалов сказочные миры дают широкое поле для организации сюжетно-ролевой игры. Маме лишь стоит предложить ребенку придумать историю о построенном им песочном городе или разыграть историю с использованием игрушек, палочек, цветочков. В процессе такой игры важно стимулировать малыша проговаривать слова и фразы о том, что он построил в песочнице, тем самым способствуя развитию речи и воображения.

Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.

Игры в песочнице: как сделать их полезными для ребенка

Вы только начали осваивать пространство песочницы, а уже слышите требовательное «Мое!» или заливистый детский плач. Итак, что делать, когда ваш ребенок…

1. … забирает игрушки у других детей. Не паникуйте и не кричите. Этим вы покажете пример неконструктивного поведения в конфликтной ситуации, и в лучшем случае малыш просто от испуга выронит игрушку. Кроха до 3–4 лет еще не способен понять чувства другого ребенка, и даже ваши объяснения не решат проблему. Понаблюдайте. Если хозяин игрушки активно не протестует, не стоит и вмешиваться. Но если конфликт набирает обороты, отвлеките свое чадо другой игрушкой или сменой деятельности и незаметно отведите в сторонку. Эта рекомендация актуальна и в том случае, если у вас не получается организовать справедливый обмен игрушками.

2. … бросается песком. Практически бесполезно объяснять, что это плохо. Кроха играет, ему весело и интересно, он увлечен процессом. Но в таких ситуациях нужно действовать без промедления, потому что ваш ребенок создает угрозу безопасности для других детей. Лучше всего сказать, что игру придется прекратить, а поиграть в нее будет можно, только когда другие детки уйдут. Если малыш не внимает вашим словам, попробуйте отвлечь его или увести на другую площадку.

3. … стал жертвой (кто-то сломал его куличики, отобрал игрушки и т.п.). Сохраняйте спокойствие и оцените реакцию ребенка. Если слезы наворачиваются на глаза, а губки собрались в складочку, стоит поспешить на помощь и взять ситуацию в свои руки. Например, подойти вместе к обидчику и спокойно попросить его вернуть игрушку. Если «захватчик» ни в какую не хочет ее отдавать и не согласен поменяться, можно призвать на помощь его родителей. Когда ситуация не такая критическая, и реакция крохи на несправедливость спокойная, то и вам не следует фиксировать на случившемся внимание. Возможно, он даже не осознал, что кто-то его обидел. Может быть, это была часть его замысла: вот сейчас эти куличики сломают слоны – и тут действительно кто-то подбежал и сломал. Ребенок спокойно продолжает игру, так как случившееся логически хорошо встроилось в его сценарий игры.

4. … не хочет делиться. Когда кроха не хочет делиться, первая реакция почти любой мамы – сказать примерно следующее: «Пусть Петя поиграет, он же потом отдаст». Получается, что мы принуждаем ребенка делиться, хотя он настойчиво и вполне однозначно заявил о своем нежелании это делать. Спросите себя, действительно ли вы считаете, что ребенок должен делиться всегда, везде и всем. Если вы сами придерживаетесь такой концепции и следуете ей по жизни (например, даете свой мобильный телефон позвонить каждому, кто попросит), тогда подавайте пример малышу и прививайте ему эту стратегию поведения. Но если вы так не делаете, и у вас тоже есть любимые вещи, постарайтесь встать на позицию вашего драгоценного чада. Не хочет сейчас делиться? Не нужно принуждать. Можете так и объяснить другому ребенку: этот грузовик – любимая игрушка вашего сына или дочки, и сейчас он хочет поиграть именно с ней. Предложите замену – что-то другое из ваших игрушек – если есть такая возможность. Попробуйте переключить внимание чужого малыша на другой объект, не усиливая конфликтную составляющую ситуации. И всегда оставайтесь на стороне вашего крохи – он это обязательно почувствует.

Самые читаемые:

Красота доступная каждому
Что такое «кра...
Как успокоить нервы и снять стресс в домашних условиях – советы психолога
В бурном ритме...
Как понять, что мужчина тебя обманывает: хитрости психологии, Журнал Cosmopolitan
Как понять, что...
Психология обиды: влияние на ваш выбор партнера, Astro7
Вопреки распрос...
Как научиться флиртовать – 6 правил флирта с мужчинами
Как научиться ф...
Уважение к мужчине
В прошлой стать...
Как выйти замуж? Не могу выйти замуж
Почему я не зам...
Как заставить мужа бояться потерять жену?
Чувствовать се...
Как заставить мужчину думать о тебе?
Женщина рождена...
Доверие в отношениях: как его сохранить
Истинное довер...
Несколько признаков того, что мужчина вас действительно любит
3 признака того...
Как узнать, что муж изменяет? Признаки измены мужа
Если посмотрет...
Женщина, которая любит спасать других людей
Давайте вспомни...
Что делать, если мужчина охладел?
Отношения между...
Как говорить с мужем обо всем, чтобы он слушал и слышал - Яна Катаева - 5 сфер
Как говорить с ...
Идеальная семья – какая она?
Перебрав в пам...
Ваши чувства завяли? Узнайте, как оживить любовь
Ваши чувства за...
Как найти богатого любовника
Длительное один...
Этапы развития семьи или почему происходят кризисы
Этапы развития ...
Чем заняться в - декретном отпуске молодой мамочке?
Чем заняться в...
Где знакомиться с мужчинами: наиболее рыбные места
Вы до сих пор о...
Отношения между мужчиной и женщиной, Советы психолога
Каждая женщина ...
Как заставить мужа ревновать и бояться потерять
Как заставить м...
Признание в любви мужу: как сказать о своих чувствах
Любовь бывает р...
Женская психология в отношениях с мужчиной
Женская психоло...
Как жить после развода?
Если хорошо по...
Как распознать ложь: психология
Все родители ст...
Как сразу понять, что ты нравишься парню: 10 основных признаков
Как с первого в...

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*